Аудитории СМИ

icon

Аудитории средств массовой информации — инициативный проект, целью которого является изучение характеристик аудиторий печатных изданий, распространяемых в Санкт-Петербурге, и радиостанций, вещающих в городе.

Методология и методика исследования

Проект «Аудитории средств массовой информации» — это волновое опросное исследование, проводимое с переменным составом респондентов.

Волновое исследование дает возможность отслеживать динамику размера и состава аудиторий различных СМИ. Проведение исследования с периодичностью 3-4 раза в год позволяет своевременно отражать перемены в сфере средств массовой информации, такие, как появление новых изданий и радиостанций, исчезновение ранее существовавших, а также изменения формата, редакционного содержания, внешнего оформления, тиража, периода выхода и т.п.

В проекте используется опросный метод. Опросный метод является традиционным для измерения читательской аудитории и радиоаудитории. Для данного проекта был выбран телефонный опрос. Использование телефонного опроса позволяет снять проблемы доступности определенных групп респондентов, трудоемкости и рисков в работе интервьюера, повышает оперативность сбора данных и др.

Для определения рейтинга или средней аудитории одного номера печатного издания, в рамках проекта «Аудитории средств массовой информации», была выбрана методика, основанная на частотности прочтения. Данная методика оценивает характерное поведение читателей. Полученная информация будет более устойчива, по сравнению с данными, полученными на основе методики «недавность прочтения», при использовании которой рейтинг ежемесячных изданий — это рейтинг одного конкретного номера.

Для определения рейтинга или средненедельной аудитории радиостанций сначала измеряется охват радиостанции за период. Охват радиостанции за период – это процент населения или количество человек, слушавших данную радиостанцию хотя бы в один из дней последней (от дня проведения опроса) недели. После того, как определен недельный охват радиостанции, выясняется частота прослушивания. Под частотой прослушивания понимается количество дней, которое респондент слушал радиостанцию с течение недели.

Выборочная совокупность

Выборочная совокупность репрезентирует взрослое население Санкт-Петербурга (от 15 лет и старше) по основным социально-демографическим параметрам — пол, возраст и образование.

В выборке представлены все районы города пропорционально их доли в общей численности города.

Основным преимуществом исследования по репрезентативной выборке является масштабность и большой охват печатных изданий и радиостанций. Это позволяет не только получить обширную и структурированную информацию об изучаемом предмете, но и оценить относительную долю аудиторий различных СМИ в общей структуре читателей и радиослушателей, сопоставить их рейтинги.

Основные измеряемые показатели

  • охват аудитории издания за месяц
  • размер аудитории одного номера издания
  • рейтинги изданий
  • рейтинги рекламных рубрик
  • охват радиоаудитории за неделю
  • средненедельный размер аудитории радиостанции
  • аудитория радиостанции по будням
  • аудитория радиостанции по выходным
  • суточная почасовая динамика прослушивания радио
  • социально-демографические характеристики читателей и радиослушателей
  • потребительские характеристики читателей и радиослушателей


Область применения полученной информации

Получаемые в результате проводимых исследований данные являются базовыми для расчёта основных показателей медиапланирования, рассчитываемых в программе ПРОБА-Медиа.

Более подробная информация в статье – «Методика исследований аудиторий СМИ»